Рифма как прибавочный элемент в новой визуальности.
"Иван Васильевич друг мой милый
в Искусстве воздух совсем гнилый…"
К. Малевич
Скрытая рифма соответствий, пульсация их ритма всегда интересовала
Казимира Малевича. Анализ его композиций обнаруживает внутренние
пропорции взаимоотношения геометрических фигур, склонных к "золотому
сечению". Другая феноменальность его геометрии - в отзывчивости
и взаимной симпатии составляющих элементов. Так, например, соотношение
площадей черного и белого поля в классическом "Черном квадрате"
1915 года составляет 1:1. Эта пропорция - как взаимоотношение Инь
и Ян в китайской "Книге перемен" - образует "основную
рифму" в поэтике Казимира Малевича, ее драматургию и образность.
Проблема ритмической согласованности пластических единиц в творчестве
великого супрематиста радикально проявляется в его теоретических
работах, начиная с известного эссе "О поэзии" в журнале
"Изобразительное искусство", 1919 год. Статья-манифест
"Супрематическое зеркало" (Петроград, 1922 г.) открывает
следующую фазу размышлений К. Малевича о единстве различий, создающих
симметрию в точке "0". Нуль для художника не только начало
и завершение, но и плоскость метафизического зеркала, где отражаются
друг в друге наука и природа, искусство и гармония, бесчисленность
и безграничность. "Супрематическое зеркало" в пластической
философии К. Малевича создает акт творения, приводя различия к согласию.
Оно манифестирует оптику супрематизма, где все системы погружаются
в великое ничто, завершая жизнь различий миром беспредметности.
Полюсность предметных состояний растворяется диалогом в новой универсальности
супрематизма, образуя "рифму".
Вглядываясь в реальность, окружающую нас, мы убеждаемся в достоверности
этого пластического дзэновского коана взаимоотражений, открытого
Казимиром Малевичем. Контекст равновесия нашего присутствия в мире
обретается именно нелинейной гармонией в постоянном диалоге взаимоотражений
образов, структур и систем. Проект Сержа Головача "Рифмы",
посвященный новым визуальным феноменам, их взаимоотношениям и резонансам,
продолжает разговор о рифме и ее ритмических массах, начатый К.
Малевичем почти сто лет тому назад. "Новые системы в искусстве",
зафиксированные К. Малевичем в Витебске, сегодня живут практически
в любом художественном жесте. Визуальная драматургия супрематизма
естественно и органично формирует в проекте "Рифмы" целостные
пары, сталкивая вопрос и ответ, вводя коэффициенты соответствий
в радикальность современной оптики. Образы Сержа Головача возникают
из непрерывности визуального, требуя для его различения, просветов
и пауз соответствие смыслов. Они перетекают друг в друга, взаимопроникая
и рефлексируя, выявляя полноту своей двойственности в категориях
дигитального, в пульсациях 0 и 1.
Ритмические "согласия различий" образуют оптическую стратегию
Сержа Головача в образности его "Рифм". Художник свободно
выбирает свои реальности, превращая насыщенное предметностью информативное
поле фотографии в поэтическую фразу. Сталкиваясь со своим "различием",
предметность дематериализуется в Проекте, заставляя каждое изображение
трансформироваться в прибавочный элемент. Многоуровневые заборы
и мосты, человеческие жесты и лица, вариации витебских праздничных
салютов, ряды обнаженных тел "забывают" в технологиях
Сержа Головача о своей чувственной первичности, транслируя чистоту
и экологию супрематических идей. Они переходят в конструкцию, переживая
метаморфозы, теряя свои измерения, растворяясь в сверхличном, используя
образность К.Малевича - "как воск в огне".
Визуальные рифмы Сержа Головача живут как дыхание, как единство
вдоха и выдоха, как непреложная целостность поэтической органики
К. Малевича, где "неустанно звучит голос настоящего".
Виталий Пацюков
Рифмы: проект Сержа Головача.
В чем состоит подобие вещей и людей? Кто определяет
это подобие?
Как это подобие увидеть? Простой ответ - человек формирует опыт восприятия
подобного, опыт отождествления вещей, людей, явлений. Традиция понимания
сходства дается нам культурой, общими представлениями и мнениями.
Например, мы знаем, что арбуз подобен мячу, а стол, за которым я сижу,
похож на стул, на котором я сижу. Эти подобия очевидны для меня потому,
что я привык воспринимать их так, а не иначе. Глаз и сознание, соединяясь,
рождают традиции, нормы и условности.
Но как рождается понимание новых подобий, новых сходств и отождествлений?
Как выявляется эта похожесть впервые? Как увидеть неочевидное подобие?
Говоря иными словами, кто и как первый должен сказать мне, что арбуз
похож на мяч?
Для ответа на этот вопрос можно написать философский трактат. А можно
создать "фоторифмы", предъявив подобие вещей доселе не сопоставляемых.
По этому пути пошел Серж Головач, предъявляя подобия и сходства через
поиск рифм.
Есть прелесть в переживании рифмы в поэзии. Эмоциональное переживание
ритма текста, скорее всего, и рождает поэзию. Подобие слов, поставленных
на одну строчку в одном тексте, рождает аромат восприятия нового.
Рассмотрим рифму текста. Например, ночь-прочь. Почему ночь? Кто едет
прочь? Нам не ясно, зато интересно. Манифестация ритмического сходства
провоцирует фантазию, ведя читающего по тропам языка.
Задача станет интереснее, когда от языка речи мы перейдем к языку
образов. Пути визуального восприятия более извилисты и менее очевидны,
поэтому задача, решаемая Сержем, не проста.
Художник ставит рядом подобия и образы, провоцируя зрительский интерес.
Подобие форм, выставленных для отождествления зрителем, рождает радость
и понимание рифмы как ритмической связки между образами.
Общности мира структурируются и рифмуются: ритм предъявляется раньше
образа, рифма проявляется раньше поэзии, а манифестация сходства важнее
того, что кажется схожим.
Рифма у Головача соединяет всё: матрешек с греческими бюстами, балет
с колхозом, матросов с танцовщицами.
Это провоцирует создание языка рифмования зрительных образов, позитивного
сосуществования культурных штампов и новаций.
Но где же общая буква рифмы? Где точка ритмического соединения в каждом
случае?
Пусть эту загадку решает зритель. А фотографии Сержа Головача станут
хорошим поводом для поиска ответов.
Владислав Тарасенко
старший научный сотрудник
Института философии РАН
г. Москва, ул. Покровка, д.29, кв.34 тел. 925 99 64
с 23 декабря 2004 по 28 февраля 2005
по предварительной договоренности
|