Галерея «ФАЙН АРТ» приглашает Вас на выставку
«INTRO» Сергейа Головача.
Открытие - 15 сентября в 18.00 Выставка работает со 15 по 27 сентября.
"…способные любить, они созерцали
друг друга в сиянии летнего утра"
Мишель Уэльбек
Тема телесного в современной культуре обрела практически "возрожденческие" смыслы и ориентации. Она возвратила в холодное
постконцептуальное пространство новую чувственность и симулякр непосредственности. Её феномен в условиях заката авангардного
сознания принял "избыточные" формы и образы, легко и органично погружаясь в контекст визуализации рекламы и возможностей
новых технологий. Сегодня в ее "складчатых", по выражению Ж. Делёза, структурах возникает новая, более внутренняя
проблематика – сохранение нелинейного равновесия в насыщенном растворе гиперчувственного в формах подлинного художественного
свидетельства. В сегодняшней актуальности человеческое тело – как космическая модель мироздания – начинает подвергаться
коррозии банальности, оно теряет свои сущностные контуры, свою конкретность и личные образы сексуального, превращаясь
в непрерывное воспроизводство моделей массового сознания, в своеобразное шоу ночного кабельного телевидения.
Проект Сергейа Головача "INTRO" альтернативен этому процессу, он реконструирует классическую иконологию телесного, утверждая
его неделимость от "идеального", естественно-природного, и одновременно он вводит в современную экологию искусства стратегии
новой оптики, её откровенность и её рефлексию. В этих технологиях мир обнажается, как при вспышке в дневном освещении, он
раскрывается в своей беззащитности и протяженности, опрокидываясь на нас и позволяя проникнуть в его глубины, в его "INTRO".
В топосах "INTRO", в его рельефах, в изгибах его фрактальной геометрии, абсолютно тождественно его измерениям, пребывают
Адамы и Евы, разделенные по своим родовым признакам, своим разрывам по времени творения, но сближенные своим единым
космическим рождением. Их единство обнаруживается в противоположностях, в дуалистическом феномене человека, скрепленном
внутренним смыслом, формально утраченным, но вечно живущим – любовью. Образы женщин в проекте Сергейа Головача несут в себе
итальянскую традицию иконографии римских матрон и героинь Ф. Феллини. Они величественны, прекрасны и удивительно пластичны.
Их тела рифмуются с формами природы, возвышенностями и уступами берегов Амура, реки любви, повторяя их силуэты, вторя их контурам,
как в сексуальном жесте, рождая пространственные и смысловые резонансы. Они не только сливаются с естеством окружающей их реальности,
их формы генерируют новую интегральность, новую целостность и единство, обнажая архаические антропоморфные связи, "засыпанные"
позднейшими слоями культуры. Географический контекст перформансов и акций Сергейа Головача– сакральные святилища Амура, магия его энергетических зон– вызывает ассоциацию с
древними петроглифами Амура, превращая визуальные свидетельства художника в текст, в пространство знака, в своеобразный
палимпсест, где встречаются знак и живая плоть, и где плоть растворяется в знаке, мерцая и просвечивая сквозь него.
Матричная "женская" линия проекта "INTRO" образует двоичную драматургию с "мужским" вектором, приводя этот диалог в
парадоксальное согласие как китайская Книга Перемен. Инь и Ян проекта взаимопроникают друг в друга, сливаясь и контрастируя,
уходя в надличное, где противоположности формируют новую универсальность. Если "женское" начало в проекте "INTRO" усиливает
его фундаментальность, его обращённость к архаической первозданности, двигаясь в сторону мифа о сотворении мира, то
"мужское", напротив, открывает хрупкость нашего пространства, его эмоциональную подвижность, его "туманность", вибрацию его
слоёв, где свет, вода и воздух одухотворены и наделены сознанием. Не случайно, что образы женщин в проекте закреплены
устойчивым числом "3", завершающим в себе самом свою внутреннюю цельность, и, как ни странно, самодостаточность. Мужской
принцип "оптики" Сергейа Головача останавливается на числе "2", несомненно нуждающемся в продолжении как гармоническая
последовательность. И художник выстраивает свой "мужской" ряд, живущий эволюцией взаимоотношений, новыми качествами и
пропорциями, вводя в него "образ коня" – как дополнительный элемент. Юноша и конь, как космическое единство порыва и статики,
обнаруженное в античной культуре и абсолютно забытое в постматиссовском модернизме, мужественное и природно-послушное,
явленное в своей предельной "обнажённости", создаёт особую пронзительную щемящую ноту в поэтике Сергейа Головача. Знаковая
геометрия женской образности, её склонность к рельефности в этой части "INTRO" переходит в более многомерные состояния,
наполненные сложными душевными смыслами, просветленной печалью, ностальгией по утраченному раю, где Адам пребывал в
библейском согласии не только с самим собой, но и со всем творением, начиная с травинки и заканчивая небесными светилами.
Мужская нежность, взаимная "мужская" обращенность, граничащая с женской полнотой и трепетностью, переводит весь эротический
контекст проекта в медитативную погружённость, в бесконечное "INTRO", в новые возможности бытия – поверх барьеров, поверх
человеческих различий, и различий между миром человека и миром животных, в вечное возвращение.
Любовь к ближнему, ставшая сегодня реликтовым чувством, транслируется в проекте как уникально живое пространственное
состояние, где льется свет, как душа мира, и одновременно как его логос, как его сверхчувственный смысл. Эти оба состояния
явственно зримы, но их внутренние образы принадлежат скрытым от нас архетипам сознания, уже не юнговским откровениям, а
платоновским идеалам, открываясь не человеческому взору, а чувствительному оку фотокамеры – в нелинейном и сосредоточенном
равновесии между мужским и женским началом бытия.
Виталий Пацюков
|