 | 
|  | «ВЕЖЛИВАЯ РЫБА» ЕЛЕНЫ АНОСОВОЙ
Процесс взаимопроникновения российской и азиатской культур, сосуществующих во Владивостоке, стал основой исследования сибирского резидента Елены Аносовой, итог которого представлен в Центре современного искусства «Заря». Владивостокская выставка Аносовой служит одновременно, с одной стороны, личным итогом изолированного интенсивного пребывания художника наедине со своим предметом исследования, а с другой - автономной, долгожданной для города документацией часто неожиданного стыка двух этносов в одном месте.
Будучи документальным исследователем, Аносова в своем проекте "Вежливая рыба" фиксирует точки напряжения в пересечении двух культур и взаимовлияние их компонентов при взаимодействии - межэтнические браки, азиатские виды коллективных занятий спортом или музыкой в их владивостокском прочтении, элементы интервенции восточной уличной архитектуры в местный ландшафт. Используя традиционный для своих исследований метод погружения, Аносова выявляет феномен "вежливой рыбы" - ситуацию противоречивости и полярности двух противоположностей, двух сторон одной медали, различия внешней вежливости и внутренней осторожности, так присущего азиатскому миру.
Проблематика идентичности русского человека, проживающего на приграничной территории Приморского края, тем больше позволяет подчеркнуть его "русскость", чем он ближе к своему азиатскому соседу, для которого тот русский - зачастую первый опыт культурного восприятия "себе противоположного".
Попытку найти современные эквиваленты представлениям и идеалам исторического контекста на приграничных приморских территориях мы находим в визуальных метафорах работ Аносовой на "Рождение Венеры" Боттичелли (девушка, стоящая в обломке бетона, словно на пороге чего-то нового в новом открытом порту Владивостока) и на "Замерзшую Венеру" Рубенса (девушка с привязанным к спине ребенком, сидящая на корточках в саду камней словно в попытке не быть замеченной, но быть ближе к природе).
Перманентный конфликт в природе мужского и женского, юного и зрелого, коллективного и индивидуального, восточного и западного через взаимодействие крайних противоположностей (инь и ян) - это то, что раскрывается наиболее точно именно на приграничной территории и то, что Аносова в своем проекте "Вежливая рыба" выносит на первый смысловой план.
Аналогичный по методу исследования проект взаимопроникновения двух культур, проживающих на одной территории - бурятов и русских в Сибири - проделала автор, в течение трех лет снимая серию "Сааган саг".
Елена Аносова - одна из самых заметных молодых документальных фотографов России. В 2015 году стала победителем международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина, Балтийской биеннале фотографии "Фотомания" в направлении "Документальная фотография", победителем конкурса "Молодые фотографы России".
Один из самых важных проектов фотографа на сегодняшний день - это трилогия "Отделение" о закрытых женских институциях. Первая часть была снята в сибирских колониях, по ее итогам вышла фотокнига.
С 2013 г. проходит обучение в мастерской документальной фотографии Валерия Нистратова в Московской Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.
ВХОД СВОБОДНЫЙ
АДРЕС: Владивосток, проспект 100 лет Владивостоку, 155, цех 2, подъезд 10
ТЕЛЕФОН: +7 423 231 71 00
Страница Елены Аносовой на сайте Союза
Арт-резиденция ЗАРЯ
|  |  | |  |
|  | 
|